Ошибки, которых следует избегать, когда хвалите своих детей.

Любой ребёнок счастлив будет услышать, что он умнее или чем-то лучше других детей, малышу приятно чувствовать себя самым хорошим для своих родителей, независимо от того, что он сделал, было ли это чем-то незначительным, маленьким, зато ежедневным или чем-то большим и потребовавшим многих усилий.

Однако чрезмерное поощрение своих детей приводит к их беспомощности или, точнее будет сказать, к их пассивности, не желанию помогать и совершать хорошие поступки. «Захваленные» дети начинают считать, что взрослые обязаны им, они могут потерять заинтересованность во всем. Логично предположить, что, возможно, это мы делаем что-то неправильно со своими детьми, и именно из-за наших ошибок дети считают, что все приятные слова и поощрения итак будут принадлежать им, безо всяких усилий со стороны ребёнка. Чтобы избежать возникновения подобной ситуации, необходимо изучить основные ошибки, табу, которых следует избегать при поощрении своих детей. И в данной статье мы рассмотрим эти основные 5 ошибок, которые могут вызвать такую катастрофу:

1. Мы говорим детям, что они невероятны, но за такие поступки, которые на самом деле почти ничего не стоят.

Педагогами и детскими психологами было доказано, что дети, которых постоянно хвалили за малейшую помощь, за самые незначительные достижения отказывались заниматься чем-то еще и браться за более сложную задачу. Ведь зачем стараться, выбиваться из сил, если могут наградить за гораздо меньшее усилие. Такие фразы, как «Ты номер один», «Ты величайший» и другие выражения такого рода хороши, но совсем не за обычные поступки. Злоупотребление ими приводит к такой ситуации, когда дети начинают думать, что все, что они делают – это удивительно и невероятно. Если мы будем хвалить ребёнка и называть его «суперменом» за то, что он подал нам телефон или поставил книжку на место, он просто не захочет делать что-то сложнее этого. У детей же, которые упорно трудились, чтобы достичь чего-то, и не получали незаслуженно высокую оценку своих поступков, наблюдается противоположный эффект: такой малыш пытаться осуществлять более сложные вещи и решать задачи гораздо сложнее.

Ошибки, которых следует избегать, когда хвалите своих детей.

Вместо того чтобы «захваливать» ребёнка, обратите внимание на его реальную работу. Например, если ребёнок убрался в комнате, прежде чем сказать, что он «умничка», заметьте вслух, как же чисто и приятно стало в комнате. И это поможет ребёнку понять, что Вы действительно заинтересованы в том, что он делает. Ему захочется помогать не для того, чтобы его похвалили, а для того, чтобы увидеть результат своей работы.

2. Мы хвалим только природные способности, таланты наших детей, забывая про их усилия.

А ведь более результативно будет, если мы похвалим не то, что генетически заложено в них, а их стремление стать лучше, развиваться. Ведь если хвалить ребёнка за то, что у него уже есть, у него не будет стимула к развитию. Мы же должны сосредоточиться именно на усилиях наших детей и на том, что они делают для улучшения своей жизни. Не стоит хвалить талант, данный им с рождения, ведь он не подлежит их контролю. Если ребёнок будет поощряться за своё развитие, то работа, которая помогает ему в этом, будет гораздо более значимой для неё. А это значит, что ребёнок не будет останавливаться на пути к своей цели, и не будет деградировать и стоять на месте в своём личностном развитии.

3. Мы навешиваем «ярлыки» на ребёнка и либо недостаточно хвалим его, либо слишком сильно.

«Ярлыки» – это когда Вы устанавливаете определенный стереотип касательно ребёнка. Например, если ребёнок часто хулиганит, его родители обычно не хвалят его даже тогда, когда он этого заслуживает. Часто можно услышать: «что ты сегодня такой тихий, подлизываешься что ли?», когда ребёнок просто перестает хулиганить. А иногда получается наоборот – беспокойного ребёнка захваливают за минуту хорошего поведения. А ведь мы не должны раздавать похвалу без разбора. Мы просто должны поощрять своих детей за хорошее поведение, но лишь тогда, когда они заслуживают этого.

4. Мы сравниваем ребёнка с другими детьми – его друзьями, знакомыми, или даже сестрами или братьями.

Ребёнок всегда чувствует себя плохо, когда Вы говорите, что соседский мальчик Ваня или родная сестра Катя умнее или лучше его. Даже если Вы хотите это сделать для мотивации ребёнка или для того, чтобы изменить его поведение нужным Вам образом. Это может привести к конкуренции между детьми, однако, не в положительную сторону. Поощрение и мотивация должны относится конкретно к ребёнку в частном порядке.

5. Мы хвалим ребёнка, но при этом тут же указываем на его недостатки.

Например, мы оцениваем ребенка за то, как он помыл посуду, начинаем фразу: «Ты молодец, что помыл посуду», а затем мы продолжаем свою похвалу указанием недостатков: «но чашки помыты плохо, а ещё ты запачкал всё вокруг». Из-за таких действий мы теряем эффект положительного, и в таком случае Вы можете забыть о позитивном влиянии поощрения. Даже если ребёнок сделал всё не так, как Вы хотели, или где-то ошибся, похвалите его за усилия, которые он приложил, чтобы угодить Вам. Ведь любой его шаг, любое правильное действие в итоге приведет к позитивному результату в принципе, поэтому Ваша задача – не отвратить ребёнка от правильного пути, а помочь ему его пройти.

Обсудить статью