Как выстроить правильное отношение к деньгам у ребенка

Хотите, чтобы ваши дети хорошо зарабатывали? Тогда учите их этому с самого детства.

Исследователи Кембриджского университета доказали, что основы финансового поведения закладываются у детей уже в возрасте 7-8 лет. В этом возрасте ребенок начинает получать первые карманные деньги. И именно тогда возникают «денежные» привычки: предрасположенность к накопительству или транжирству, рассудочный или импульсивный подход к шоппингу. Объяснить ребенку что такое деньги и как ими пользоваться — обязанность родителей. Как это сделать правильно? Ответ на этот вопрос уже несколько лет ищут психологи и экономисты по всему миру. Специально для вас на основе популярных работ западных исследователей мы составили список из 7 пунктов которые могут стать основой для правильного финансового воспитания.

Не скрывайте от детей семейный бюджет.

 Этот, казалось бы, простейший пункт на практике вызывает огромные трудности. «Даже сейчас родителям легче поговорить со своими детьми о сексе, чем о деньгах,» – утверждает Линдси Ромо, профессор Государственного Университета Северной Каролины. Пытаясь оградить ребенка от взрослых проблем, мы зачастую создаем у них ложную картину сложного и опасного мира денег. Не бойтесь рассказать ребенку о том, сколько вы зарабатываете, сколько из этих денег уходит на оплату счетов, сколько вы отдаете за кредит. Если у вас хватит смелости рассказать о своих финансовых ошибках – ваш ребенок во взрослом возрасте вряд ли станет жертвой мошенников.

Привейте навыки пользования деньгами.

 В раннем возрасте ребенок еще не понимает настоящую ценность денег: он скорее всего предпочтет пятирублевую монету десятирублевой из-за ее размера. По мнению американского профессора Дороти Сингер, самый естественный и приятный для ребенка способ разобраться с этим вопросом – обычная игра в магазин. Но как объяснить малышу, что такое кредитные карты и интернет-торговля? Превратить «невидимые» деньги в настоящие поможет совместный поход в банк. Там вы сможете наглядно объяснить, что банкомат – не просто отверстие в стене из которого вылезают банкноты: он хранит деньги, которые вы заработали. После того как деньги выданы – покажите ребенку, что на вашем счету их осталось меньше.

Покажите , что за работой следует вознаграждение.

Предоставьте детям возможность заработать свои первые деньги. Давайте им маленькие задания по дому, выполняя которые они смогут получить материальное вознаграждение. «Только так ребенок поймет, что деньги нужно не выпрашивать а заслужить» – утверждает автор книги «Дети и Деньги» Шон Коул, «А кроме того – с малых лет научится ценить заработанное собственным трудом. Это — прививка от транжирства».

Свяжите «нет» сегодня и «да» завтра.

 «Сейчас мы не купим тебе шоколадку – мы отложим эти деньги, и когда наберется достаточно, купим игрушку о которой ты так мечтал» — если вам удастся донести до ребенка смысл этих слов – считайте это своей победой. «При этом вы должны быть уверены, что ребенок сможет накопить денег на желанную игрушку в течении месяца-двух» – предупреждает профессор психологии, автор книги «Правила скромности» Джон Смолл, — «Иначе он будет разочарован и не вынесет для себя никаких уроков»

 Научите различать желания и потребности.

 Перед походом в супермаркет составьте вместе с ребенком список покупок и определите какие пункты в нем – обязательные, а какие нет. «Например, картофель это необходимая еда, без него не приготовишь обед – а без кетчупа к нему можно и обойтись, без порошка от одежды не отстирается грязь — а кондиционер вещь полезная, не обязательная» — советует Кристал Пейни, автор книги «Экономная мама». Расскажите ребенку без стеснения, на чем вам приходится экономить – так вы покажете, что не только детям, но и взрослым приходится отказываться от своих сиюминутных желаний ради разумного расходования денег.

Объясните, как экономить «умно».

 9-12 лет – время наглядно объяснить разницу соотношения цена-качества. Для этого можно провести вместе с ребенком серию экспериментов: неделю покупать самое дешевое печенье, конфеты или салфетки — неделю чуть более дорогие, затем обсудить различия и вместе решить, стоит ли бренд дополнительных затрат.

Научите не только тратить, но и делиться.

 В возрасте 15-16 лет ребенок может начать отчислять ежемесячно небольшую сумму в из своих карманных денег на благотворительность. Помогите ему найти дело, которое он захочет финансово поддержать: это может быть организация по защите животных, сбор средств на реализацию интересного и важного проекта, помощь интернату для детей оставшихся без родителей. Объясните подростку, как отличить мошенников от настоящей благотворительной организации. Решите вместе какой фонд заслуживает доверия и поддержки. Умение нести ответственность не только за себя, но и за других сослужит вашему ребенку хорошую службу в будущем.

Обсудить статью