Семья и отношения Дети Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

Все шестилетки с нетерпением ждут, когда же они станут первоклассниками. Праздник в честь первого звонка закончился и начались школьные трудовые будни. Малыш впервые встречается с трудностями. На смену радости приходит разочарование. И это неудивительно.

Одновременно с поступлением в школу ребенок преодолевает «кризис семи лет». Родственники нередко наблюдают, что дети в этот период не то чтобы плохо слушались их, а скорее ощущают трудности взаимопонимания.

Став первоклассником, ребенок постепенно начинает терять присущие ему простодушность, наивность и непосредственность. Старая, привычная форма поведения начинает разрушаться, а новая еще не сформирована. Поэтому своим близким ребенок кажется странным и непонятным.

До школы малыш не знал никаких хлопот. Основным видом его деятельности была игра. А в игре намного интереснее и важнее сам процесс, чем результат. Но с началом школьных занятий все резко меняется. Ребенок попадает в среду, где необходимо соблюдать дисциплину, выполнять задания и указания, которые он не всегда считает правильными. Малыш не владеет ни собой, ни своим временем и это кажется ему противоестественным. Все это требует огромной концентрации и эмоционального напряжения, к которым малыш не привык. Помимо всего этого в школе важен результат, а не процесс, в результате чего происходит переоценка целевых ценностей.

Помощь в адаптации к школе

Адаптация ребенка к школе может длиться несколько недель, а может и целый год. Все зависит от особенностей характера. В этот сложный для семилетки период родителям нельзя бросать ребенка самому справляться со всему возникающими трудностями, но и решать за него все его проблемы – тоже не лучшее решение.

Важно, чтобы в первые недели учебы, а иногда даже месяцы, рядом с ребенком всегда находился родитель, который сможет помочь ребенку поверить в себя. Старайтесь не критиковать, если ребенок на ваш взгляд медленно читает или неаккуратно пишет. Помимо достижений в учебе, хвалите малыша и за его хорошее поведение и поступки. Это даст ему возможность почувствовать себя значимым. Не приводите в сравнение других учеников. Это может спровоцировать излишнюю гордость, либо зависть и ненависть к другим детям.

Не забывайте о том, что проблемы первоклассника ничем не проще ваших и не менее важные. Для маленького человека все это имеет очень большую важность и ему необходимы ваша помощь и поддержка.

Интересуйтесь, что нравится вашему ребенку или не нравится в школе. Поговорите о том, за какой партой и с кем он сидит, чем занимается на переменах, кто себя ведет хорошо, а кто не очень и т.д. Это поможет развить определенные ценности у ребенка и одновременно он будет чувствовать, что для вас важны его проблемы и переживания. Не критикуйте школьные правила, учителей, систему обучения и т.д. Если ребенок услышит критику от вас, то это разрушит авторитет образовательного учреждения. Ребенок сейчас должен научиться следовать правилам, соблюдать дисциплину и уважение к учителям.

Еще одна часто встречающаяся проблема, – это научить ребенка учиться. Зачастую родители делают уроки вместе с ребенком или за него. Подобная практика приведет к тому, что заниматься этим вы будете вплоть до выпускного. Вам нужно создать условия для комфортного выполнения домашнего задания.

Организуйте ребенку рабочее место для выполнения заданий, определите в какое время ребенок будет делать уроки, установите периодичность и продолжительность перерывов во время выполнения домашнего задания. Составьте план выполнения заданий таким образом, чтобы начинать с наиболее простых заданий, а заканчивать сложными. Постарайтесь создать в доме спокойную, тихую обстановку, чтобы первоклассник не отвлекался. За десять минут до начала выполнения домашнего задания предупредите, что через сколько начнется рабочее время. И за некоторое время до окончания времени – сколько времени осталось. Помогайте, но не выполняйте всю работу вместо ребенка. Подсказывайте и объясняйте, но так, чтобы ребенок сам приходил к решению или пониманию, а не получал готовые ответы. Придумайте мотивацию, чтобы ребенок сам делал уроки в отведенное для этого время.

Такой подход поможет научить ребенка планировать свое время, организовывать рабочий процесс оптимальным образом. Этот навык поможет ему не только в школе, но и на протяжении всей жизни.

Удачная адаптация к школе

Если ваш ребенок не испытывает негатива от посещения школы, он весел, не находится в раздраженном или возбужденном состоянии, легко находит друзей, не отзывается негативно об учителях и одноклассниках, делает уроки без скандалов и т.д. значит адаптация к школе проходит успешно и переживать не о чем.

Трудности адаптации к школе

Если ребенок тяжело встает по утрам и плохо засыпает вечером, постоянно чувствует усталость, он вечно недоволен учителями и своими сверстниками, постоянно находится в состоянии протеста школьным правилам и испытывают трудности в учебе. Это означает, что ребенок тяжело проходит адаптацию. При одинаковых внешних признаках (обидчивость, капризы, слезы), причины сложности адаптации могут быть самыми разными. В этом случае лучше всего поговорить со школьными учителями и психологами. Ваша совместная работа поможет малышу проще и быстрее адаптироваться, чтобы избежать проблем в дальнейшем процессе обучения.

Нет обсуждений

Обсудить статью